Журнал «Калашников» 2008 №5 Согласитесь, ни физические тренировки, ни занятия по стрельбе, в каких бы суперсовременных условиях и по каким бы правилам они ни проводились, не могут дать курсанту полной картины того, к чему его готовят.
Во-первых: наличие противника. Мишени в Вас не стреляют. Как говорил Брюс Ли в одном из своих фильмов, когда его противник сломал рукой доску, демонстрируя свою силу: «Доски и кирпичи не дают сдачи». Тот, кто занимался какими-либо единоборствами, знает, что можно до совершенства отточить технику передвижений, ударов, бросков и т.д., но это не значит, что Вы научились драться. Выходя на татами или ринг, Вы получаете макивару или «грушу», которая «дает сдачи». А выходя на улицу, Вы можете получить не одного, а нескольких таких «груш». Причем, им абсолютно наплевать на Ваши «правила», они безжалостны и к тому же вооружены. А в нашем случае они вооружены огнестрельным оружием. А автомат Калашникова это не нунчаку, не нож и даже не катана.
Во-вторых: в реальном огневом контакте с противником на человека действует ряд мощных психологических стрессовых факторов: а) отчетливое осознание возможности погибнуть или получить увечья, б) повышенная ответственность за принятие решений, которые к тому же надо принимать быстро, в) психологический барьер стрельбы по живым людям. В результате происходит мощный выброс адреналина в кровь. Это вводит человека, мягко говоря, в возбужденное состояние, когда он не может четко выполнять действия, отработанные в тире или на полигоне, - если у него нет боевого опыта или подготовки к работе в таком состоянии.
К сожалению, многие моменты взаимодействия с реальным противником невозможно отрабатывать с боевыми патронами, а при холостой стрельбе теряется ощущение опасности и реальности ситуации. Все это заставило искать виды специального стрелкового оборудования, при помощи которых можно было моделировать конкретные боевые ситуации. Появились различные виды учебного оружия, стреляющие пластиковыми, резиновыми или свинцовыми пулями с малым весом. Используются и обычные помповые ружья, заряжаемые патронами с резиновой пулей и с уменьшенным пороховым зарядом. Все они имеют различные недостатки: это или невозможность ведения плотного огня, или отсутствие ощутимого удара, или отсутствие возможности фиксировать попадания.
Отдельно нужно сказать об импульсных системах, устанавливаемых на боевом оружии, которое заряжается холостыми патронами. В такой системе одновременно с каждым выстрелом срабатывает указатель, излучающий лазерный или какой-либо другой световой пучок. На каждом участнике тренировки закрепляется регистратор попадания, который срабатывает при облучении указателем. С одной стороны, эти системы эффективны, так как в руках у обучаемых - реальное оружие, с которым они работают изо дня в день, с другой - они не дают ощущения удара, боли, опасности, которые необходимы для тренировки.
За границей в некоторых учебных центрах применяют красящие боеприпасы, которыми заряжается обычное оружие, оборудованное специальным приспособлением, но об опыте их использования для боевого оружия, выпускаемого в России, неизвестно. А когда, наконец, станет известно, то возникнут вопросы цены и доступности таких боеприпасов.
Пейнтбольные маркеры позволили решить проблему скорострельности, а маски для игры абсолютно надежно защитили глаза и лицо. Но самое главное - применение пейнтбольного оборудования позволило точно фиксировать попадания и дало болевые ощущения от попадания, что упростило работу инструктора по тактико-специальной подготовке, сделало ее более эффективной. Кроме этого, стоимость маркеров оказалась значительно ниже стоимости любого другого, аналогичного по задачам и возможностям, учебного оружия.
Наиболее целесообразно применение пейнтбольного оснащения при моделировании ближних огневых контактов. Это обусловлено тем, что существующие модели маркеров позволяют вести прицельную стрельбу на расстоянии до 30-35 метров. Но и статистика применения боевого оружия (Россия, США, Великобритания, Германия и т.д.) свидетельствует о том, что примерно 90% всех огневых контактов происходит на расстоянии до 10 метров. Скорость полета шариков равна 100 м/с. При помощи полуавтоматического маркера можно имитировать стрельбу из автоматического оружия. Опытный инструктор способен сделать за одну секунду 15-18 выстрелов, причем существует возможность корректировать выстрелы.
Добавлено (2008-06-11, 15:06:34)
---------------------------------------------
Положительным фактором является и то, что новейшие модели маркеров-полуавтоматов по габаритам и весу весьма схожи с используемым боевым автоматическим оружием. При необходимости можно использовать и короткоствольное оружие, которое успешно применяется в тренировках, например, когда обучаемому необходимо извлечь пистолет и выстрелить за максимально короткий промежуток времени.
Итак, главная цель тактико-специальной подготовки на специально оборудованных пейнтбольных базах - заставить курсантов выполнять поставленную задачу в условиях, когда на них действуют те же психологические раздражители, что и в реальной ситуации ближнего огневого контакта. Конечно, никакой угрозы для жизни и здоровья на таких тренировках нет, но попадание с близкого расстояния вызывает целую гамму неприятных ощущений, и чем сильнее это болевое воздействие, тем лучше для тренировочного процесса.
Очень важным фактором является временной лимит на выполнение задачи. Жесткое ограничение времени не позволяет обучаемым засиживаться за укрытиями и раздумывать. Задается такой темп развития ситуации, когда курсантам приходится действовать рефлекторно, не размышляя. Особенно важно это при подготовке групп личной охраны и инкассации, так как вооруженные нападения на них тщательно планируются и развиваются непредсказуемо и быстро.
При помощи пейнтбольного оборудования, опытных инструкторов и хорошего пиротехника возможно отрабатывание базовых упражнений для последующего моделирования из них системы специальных упражнений. Людям, уже в какой-то мере имеющим базовые навыки, а иногда и значительный боевой опыт, эта технология помогает набрать или восстановить соответствующие навыки и умения. Возможна отработка групповой слаженности подразделений, выявление реальных лидеров, закрепление правильных решений через моторную память.
Быстрота и непредсказуемость развития огневых контактов характерна массой «мелочей», которые невозможно описать в учебниках и наставлениях, но возможно отработать практически. Курсант может многократно выполнять один и тот же учебный сценарий, и практически всегда будет появляться какой-нибудь неизвестный фактор. При этом инструктор постоянно наблюдает за его поведением, обозначает ошибки, определяет его ролевой статус и готовность к самоконтролю. В процессе обучения все курсанты бывают в разных "шкурах". Это помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон, иногда прямо противоположных.
Самая главная ценность применения пейнтбольного оборудования для обучения - возможность моделировать любые, в том числе и стопроцентно безнадежные задачи, и через их решение (или попытки решения) искать приемы работы в тех или иных условиях. Применение других имитаторов не предоставляет такой возможности.
При применении пейнтбольного оборудования и соответствующих методик обучения в голове обучаемого закладывается некий алгоритм оптимального решения проблемы. Дается набор навыков и умений для поворота экстремальной ситуации в свою пользу. Но, самое главное, в дальнейшем все эти алгоритмы и навыки закладываются в мышечную и рефлекторную память, что крайне важно для действий в реальных условиях, когда все происходит стремительно и непредсказуемо, и времени на «обдумывание» просто нет.
Отработка обращения с оружием и взаимодействия в группах, особенно при форсированном проникновении на объект, динамичная отработка интуитивной и неприцельной стрельбы в условиях ответного огня, тактических действий различного характера - от контрснайперской подготовки до телохранения и освобождения заложников и т.д. и т.п. - вот далеко не полный перечень тактико-специальной подготовки с применением пейнтбольных маркеров.
Материал подготовлен сотрудниками клуба Пейнтленд
При использовании материала ссылка на www.paintland.ru обязательна